Клуб Крысья Лапа - Домой
БЛИЖЕ К ПРИРОДЕ!
Крысиный баскетбол
Вот что значит профессионалы! В начале хочется сказать, что это уникальный материал в рунете на данный момент. Администратор этого сайта перевел статью с английского языка, чтобы русские любители крыс могли насладиться данным материалом и даже попытаться воспользоваться им. Оригинальный текст можно найти на сайте http://www.rattycorner.com/ . Если еще где-либо в рунете Вы увидите подобный материал, просим сообщить нам. Заранее спасибо.

ВСТУПЛЕНИЕ
Научный центр COSI в Огайо проводит показы крыс, обученных играть в баскетбол. Далее будет описание использованных методов дрессировки. Опытом делится Анджи Кук (Angi Cook).

Дрессировка: краткое пособие
Как известно дрессировка - это совокупность методов воздействия на животное с целью выработать и закрепить у него определённые (нужные человеку) действия и навыки в результате образования условных рефлексов. Само образование условных рефлексов обозначают термином «обусловливание». Различают два типа обусловливания: классический и оперантный.

Классический
Классический тип чаще всего ассоциируется с "собакой Павлова". Иван Павлов разработал эту методику в начале ХХ века. В этом случае сигнал, ранее нейтральный, впоследствии становится условным стимулом, то есть начинает вызывать определенную реакцию, образуя связь с другим стимулом - безусловным. Собаки Павлова, например, начинали выделять слюну по звонку, так как привыкли, что сразу после этого звука их кормят. Однако и звука звонка без появления пищи было достаточно для выделения слюны, потому что мозг собаки ассоциирует звонок с едой. В подобной ситуации пища является безусловным стимулом, звонок - условным стимулом или условным сигналом.

Оперантный
Развитие оперантного обусловливания приписывают Берресу Фредерику Скиннеру (Burrhus Friederich Skinner), работавшему над этим в тридцатые годы ХХ века. В оперантном обусловливании не стимул провоцирует реакцию дрессируемого, а определенное поведение животного вызывает отклик (награду или наказание) дрессировщика. Скиннер обнаружил, что можно научить крыс и голубей толкать рычаг, чтобы получить вознаграждение. Такого рода дрессировка часто подразумевает применение метода проб и ошибок. После многократных экспериментов со стороны крыс (и небольшой помощи дрессировщиков) питомцы медленно, но уверенно понимают, что получат вознаграждение, если поднимут мячик и попадут им в корзину.

Чтобы обусловливание работало, необходим некий стимул, предназначенный для подкрепления или же пресечения поведения животного. Стимула существует два: наказание (попытка ослабить нежелаемое поведение) и подкрепление - совместное появление пищи и сигнала (попытка усилить желаемое поведение). Оба варианта могут быть позитивными (добавление стимула) или негативными (удаление стимула).

Позитивное подкрепление
Позитивное подкрепление представляет собой стимул, который приятен дрессируемому животному и используется для укрепления желаемого поведения.
Пример: За попадание в корзину крыса получает награду.

Негативное подкрепление
Негативное подкрепление – это исключение стимула, который неприятен дрессируемому животному, чтобы упрочить желаемое поведение.
Пример: Если Ваш ребенок наказан и убирает в своей комнате очень старательно, а Вы поощряете уборку.

Позитивное наказание
Позитивное наказание представляет собой стимул, который неприятен дрессируемому животному и используется для пресечения нежелаемого поведения.
Пример: Остановки в игре ребенка, который плохо себя ведет.

Негативное наказание
Негативное наказание - это исключение стимула, который приятен дрессируемому животному, для пресечения нежелаемого поведения.
Пример: Ребенок не съел весь обед и поэтому не получит десерта.

ПРОЦЕСС ТРЕНИРОВКИ
Очевидно, что крысы не рождаются с блестящими способностями к баскетболу. Так каким образом мы превращаем их в пушистых маленьких звезд баскетбола? Обусловливание! Процесс тренировки в научном центре COSI состоит из пяти этапов с несколькими подэтапами. На каждой тренировке требуется повторять подэтап, на котором вы остановились, хотя бы 20 раз. Повторение - это ключ к обучению наших крысок. На следующий подуровень следует переходить, когда зверь выполняет свое задание безупречно. Далее следует пояснение каждого этапа с подэтапами.

Этап 1. Распознавание мяча
  1. Целью первого подэтапа является добиться, чтобы дрессируемое животное распознавало звонок как сигнал к получению угощения. Крыса находится на игровом поле, звучит звонок, в ее кормушке появляется угощение. Продолжать следует до того момента, когда она начнет подбегать к отверстию с кормушкой при звуке звонка. Крыска проходит этот подэтап обычно довольно быстро.

  2. Целью последующих двух подэтапов является связать у крысы мячик и награду. Для начала расположите мячик в центре игрового поля. Когда крыса подойдет к мячику, легко его коснется - проявит любой интерес, звоните в звонок. Иногда для привлечения внимания животного нужно постучать пальцами около мячика. Тогда крыса будет подходить к отверстию с кормушкой.

  3. Подобно предыдущему действию надо, чтобы крыса дотронулась до мяча носом или взяла зубами - вот тогда звонок и еда в кормушке.
Этап 2. Взаимодействие с мячом
  1. Задание этого подуровня помочь крысе понять, что мяч - главный объект в игре. Сначала она должна хвататься зубами за мячик пока он в руке у дрессировщика. Если животное проявляет к нему мало интереса, обваляйте его во вкусностях, так чтоб запах привлек внимание крыски. Как только вы привлечете ее внимание, крыса должна ухватиться зубами за мяч и выхватить его. Старайтесь держать мячик над головой дрессируемой крыски, так чтобы ей приходилось тянуться за ним. Не надо сразу отпускать мяч, пусть она пару раз потянет его, но и не дразните животное.

  2. Наконец крыса должна взять мяч из рук и отнести его к отверстию с кормушкой через все игровое поле. Возможно, исчезнет необходимость давать крыске мячик из рук. Если положить его на другом конце поля, то животное может само найти его и принести к отверстию с кормушкой без вашей помощи.
Этап 3. Начальный баскетбол
  1. Задача этого уровня - познакомить крысу с кольцом и игровой платформой. Тренировочную платформу следует располагать как можно выше и рядом с кольцом дрессируемого животного (каждой крысе отводится определенная сторона поля). Посадите крысу на платформу, а мячик держите над кольцом. Привлеките внимание крысы к мячу и помогите ей перекинуть мячик через кольцо. Через некоторое время вы сможете опускать мяч и добиться того, чтобы она проталкивала мячик в кольцо лапками или носом. Приноравливайтесь к крыске и используйте тот метод, который будет ей понятен. Помогать животному следует до тех пор, пока оно не поймет основную идею, потом помощь прекращается полностью. Время от времени крыска будет прокатывать мяч в кольцо. Такое ее поведение со временем необходимо пресечь, но старайтесь не сделать этого слишком рано, чтобы не сбить крысу с толку.

  2. Далее, крыса должна понять, что мячик должен двигаться вверх и в кольцо. Как только она сориентируется, что мяч должен проскакивать строго через кольцо, спустите платформу на 2,5 см. Теперь, собственно, крыске придется поднимать мяч, чтобы пропустить его через кольцо. Чаще всего этот подэтап сложнее всего освоить. Вам, возможно, придется первое время потихоньку подталкивать крысу к корзине или поиграть в "перетягивание каната" с последующим броском через кольцо.

  3. После того как животное освоит предыдущий подэтап, платформу следует опустить еще на 2,5 см. Следует помнить, что каждое опускание платформы - это новое испытание для крыски и оставаться терпеливым. Также возможно придется регулярно играть в "перетягивание каната", чтобы подвести ее к корзине.

  4. На этом подуровне платформа опускается до середины. Тут как раз наступает момент, когда нельзя разрешать крысе вкатывать мяч в кольцо. Это следующий трудный к осваиванию подуровень, он требует большого терпения от дрессировщика.

  5. На данном подэтапе платформа находится в 5,0 см над игровым полем. Сначала он может показаться трудным для крысы. Некоторые крыски быстро справляются с такой высотой. Для них этот подуровень становится просто временем для закрепления навыков перед переходом к следующему шагу.

  6. И, наконец, платформа опускается до высоты 2,5 см над игровым полем. Для большинства крыс эта высота достигается без затруднений. И опять же это время для закрепления навыков перед удалением платформы.
Этап 4. Промежуточный баскетбол
  1. Удалите платформу. Убедитесь, что дрессируемые животные приносят мяч из любого места игрового поля в нужный угол и бросают в корзину. Пусть сначала мячик лежит довольно близко к кольцу, но потом его надо постепенно отодвигать все дальше и дальше. Кроме того, следует помнить, что награду крыска должна получать только за бросок в отведенную ей корзину.

  2. До этого момента каждый шаг сопровождался звонком в виде сигнала к получению награды. Теперь пришло время его удалить. Крыса уже должна была уловить связь между попаданием в корзину и получением угощения.

  3. К этому времени зверь должен быть в состоянии играть без всякой помощи с вашей стороны. Теперь можно выпустить крыску на тренировку перед гостями. Объясните им, что она пока еще только учится. На этом подэтапе надо приучить животное играть перед людьми и при ярком свете. Приложите максимум усилий, чтобы гости держали дистанцию и не напугали «игрока».
Этап 5. Сотрудничество (Профессиональный баскетбол)
  1. Сейчас наступает часть соревнований. Научить крысу играть в баскетбол относительно просто. Труднее добиться от них сотрудничества. На игровом поле нужно поместить разделитель. Посадите по крысе с каждой его стороны (обязательно туда, где отведенная ей корзина) и каждой дайте по мячику. Так крысы будут обонять, но не смогут добраться друг до друга. Таким образом, они приучаться играть в присутствии друга. Они легко отвлекаются, интересуясь, что там за перегородкой, так что вам придется время от времени уговаривать крыс продолжать играть с помощью набивания мячика и других подобных действий. На этом подэтапе животных надо временно тренировать без зрителей. Только после того как крысы привыкнут друг к другу можно снова пригласить гостей.

  2. Уберите разделитель и посадите двух крыс на игровое поле каждую с ее собственным мячом. Они будут очень интересоваться друг другом, но нужно очень постараться отвлечь их и занять бросками в корзину. Вам, возможно, придется частенько заставлять их возвращаться к полученному заданию - баскетболу. Внимательно следите, чтобы не было признаков агрессии. Этот подуровень проводится без зрителей, так как животные вполне могут подраться. Для знакомства крысок очень полезно выгуливать их вместе под вашим контролем, естественно. Так же очень полезно искупать их одним шампунем, чтобы оба животных имели одинаковый запах. Если на игровом поле произошла схватка, хорошо вымойте его моющим средством перед тем как свести их вновь. Этот шаг может оказаться очень трудным для дрессировщика и потребовать большого терпения. Для завершения этого подэтапа крысы должны быть сосредоточены на игре, а не друг на друге.

  3. Последний подэтап дрессировки - это игра двух крыс с одним мячом. Нужно опять внимательно следить, чтобы не было признаков агрессии. Бывают крысы, схватывающие суть этого подуровня на лету, из-за чего, возможно, придется вам препятствовать таким особям захватывать мячик. Старайтесь задерживать выдачу корма проворным крысам, чтобы они не сразу вытягивали у вас из пальцев угощение, это будет давать возможность команде противников овладеть мячом. Тренировки должны продолжаться до тех пор, пока крысы не станут кидать мяч практически поочередно, игроки из каждой команды находить и приносит мяч с чужой половины поля и согласованно играть без участия дрессировщика. Успешно выдрессированные крысы должны сотрудничать и даже делать броски по очереди (но не удивляйтесь, если обнаружатся, также, воровство и придерживание мяча).

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ КРЫС БАСКЕТБОЛУ:

Этап 1.
  1. Распознавание крысой звонка и награды кормом
  2. Знакомство крысы с баскетболом
  3. Крыса дотрагивается до мяча
Этап 2.
  1. Крыса берет мяч из руки
  2. Крыса вытягивает мяч из руки
  3. Крыса приносит мяч из любого места на игровом поле к отверстию с кормушкой
Этап 3. Знакомство крысы с платформой, крыса бросает мяч в кольцо
  1. Платформа опускается на 2,5 см, крыса берет мяч и бросает сквозь кольцо
  2. Платформа опускается на 5,0 см, крыса перекидывает мяч через кольцо
  3. Платформа посередине пути, крыса перекидывает мяч через кольцо
  4. Платформа на 5,0 см над игровым полем, крыса перекидывает мяч через кольцо
  5. Платформа на 2,5 см над игровым полем, крыса перекидывает мяч через кольцо
Этап 4. Платформа удалена
  1. Звонок удален
  2. Крыса играет без помощи
Этап 5. Платформа удалена
  1. Крыса привыкает играть с крысой из другой команды, между ними разделитель
  2. Разделитель убран, крысы играют с двумя мячами на поле
  3. Мяч остается один, и крыса сотрудничает с крысой из другой команды
Примечание от переводчика (Unicorn): По моему мнению, можно с таким же успехом двигать не платформу, a кольцо.

По статье внешний вид тренировочного снаряда выглядит так:

Схема тренировочного поля для игры в крысиный баскетбол

Есть также видеоролик, где показано, как крыса играет в баскетбол. Он в формате mov и весит около 7 Мб. Чтобы его посмотреть у Вас должен быть установлен и настроен QuickTimePlayer.

Скачать ролик Вы можете нажав правой кнопкой мыши на ссылку и выбрав пункт «Сохранить объект как...»

Использование материалов, размещённых на сайте http://rats.org.ua и его зеркалах возможно только с письменного разрешения автора сайта.
Защита авторских и смежных прав осуществляется в порядке, установленном уголовным, административным и гражданским законодательством.
В частности, на основании ст. 52 закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»
META-Ukraine животные: собаки, породы собак, кошки, волнистые попугайчики, попугай, лошади, породы лошадей, аквариумные рыбы, черепахи, змеи, фото обои, фото животных, крысы, хомяки, кролики, морская свинка, клички, реферат экологии, рефераты биология